Все что написано в этом посте является исключительно моим мнением, оно основано только на тех фактах, которые я изучил и моей фантазии и может не в полной мере отражать настоящую действительность. Если у вас есть какие-то факты, опровергающие выводы статьи, пожалуйста, напишите в комментариях.
Многие знают, что основа капитализма это частная собственность. Сейчас мы живем в такое время, когда собственность не так важна как информация.
Даже если ты владеешь каким-то средством производства, ты не являяешься верхним звеном экономической цепочки. Даже наоборот. Агрегатор такси, которыми мы все пользуемся, не владеют автомобилями, но владеют рынком. У них может не быть собственности, а разработчики програмного продукта могут находится в разных уголках мира.
Об экономике предприятий написано много книг, где подробнейшим образом разбираются масса экономических показателей (у меня есть диплом экономиста и, чтобы это изучить, мне потребовалось долго сидеть за партой). Но книг о том как управлять данными написано не так много, и, тем более, не так много о бизнесе, построенном на данных.
Я хочу порассуждать о том как данные используются и как они могут использоваться в будущем.
Контекстная реклама продает клики пользователей по объявлениям рекламодателя. Информацию о том как работает на данный момент аукцион в Яндекс Директе в сети я не нашел. И даже (по слухам) в Яндексе тоже не понимают как формируется цена. То есть если вы придумаете какое-то слово, которого не существует, то аукцион предложит вам определенную ставку. И у выдуманных слов она будет разная (вы сами можете это проверить).
Но мы знаем, что есть определенные этапы воронки. Есть Показ объявления -> Клик (переход на посадочную страницу) -> Отправка заказа/заявки (Лид) -> Продажа -> Повторная продажа.
Раньше мы платили за размещение рекламы, например, покупая места под свои баннеры на сайтах. Потом мы стали платить за клик. Есть партнерские сети, которые получают деньги за лидов или за продажу товара.
Теперь главная мысль к которой я подвожу:
Допустим, мы обладаем достаточным количеством данных и видим, что некоторые люди ищут в сети услуги из любопытства и редко совершают покупки. А есть люди, которые заходят в поиск когда им нужна конкретная вещь прямо сейчас. Одним пользователям нужно 5 раз зайти на сайт и изучить информацию, чтобы принять решение, а другим три раза. Хотим ли мы платить за эти клики одинаковую цену?
То есть ставка за клик в идеале должна динамически меняться в зависимости от профиля пользователя.
То есть на основе данных мы сможем настроить таргетинг по огромному количеству факторов, и профиль пользователя будет в значительной степень определять цену клика.
Теперь доведу эту мысль до крайности. Предположим, мы живем в мире, где реклама автосалона с дорогими машинами показывается только тем людям, у которых есть деньги на этот автомобиль. СТОП! А что если человек сейчас не имеет денег, но в будущем его состояние увеличиться, он продвинется по службе или сменит работу, например?
Допустим, у нас есть большой массив данных, позволяющий оценить потенциал человека. Мы знаем как он жил в детстве, на каких принципах его воспитывали родители, какие покупки он может себе позволить, какая динамика его доходов в течение жизни. Ведь сейчас растет поколение, о котором данные начали накапливаться еще до рождения (профили его родителей уже были в сети и даже можно понять курили или пили ли алкоголь его родители, когда его вынашивали, какой рацион у них был и т.д.).
Что нам это дает? Мы можем начать прививать любовь к бренду и продукту еще до того как человек может себе его позволить. И, по логике, чем раньше мы начнем показывать рекламу этому пользователю, тем она должна быть дешевле. Потому что конкурировать за его внимание есть смысл ближе к покупке.
Теперь представьте, как дети будут себя чувствовать, когда они еще учатся в школе и сидят за партой, но кому-то уже начали показывать рекламу дорогих машин, а кому-то нет?
Это становится социальным явлением. Люди будут ждать появление рекламы у себя в ленте. Это будет для них обрядом инициации. Они будут отождествлять себя и свои способности с той рекламой, которую они видят.